Гражданский кодекс РФ, являющимся основополагающим нормативным актом, регулирующим деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прямо не указывает о необходимости наличия печати в качестве обязательного реквизита юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Но вывод о необходимости ее наличия следует из других норм ГК.
Например, п.5 ст.185 ГК РФ указывает, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Применительно к отдельным видам коммерческих организаций требование о необходимости наличия печати содержится в специальных нормативно-правовых актах.
Так, в п.7 ст.2 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в п.5 ст.2 ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что общество "должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения".
Таким образом, действующее законодательство устанавливает следующие требования к печати:
- обязательность ее наличия;
- возможность ее существования в единственном числе;
- круглая форма;
- указание на ней полного фирменного наименования общества на русском языке;
- указания на ней места нахождения общества.
Несмотря на достаточно скромное правовое регулирование исследуемого вопроса, действующее законодательство позволяет, тем не менее, сделать вывод, что оттиск печати имеет правовое значение.
Что касается штампа, законодательство не содержит требований, предъявляемых к нему, юридического значения оттиск штампа не имеет.
Итак, проведенный анализ норм действующего законодательства приводит к следующим выводам:
- требования, предъявляемые к оттискам печатей и штампов, могут устанавливаться только федеральным законодательством;
- в настоящее время требования, предъявляемые к оттиску печати, заключаются в указании на обязательность ее наличия в единственном числе, круглую форму печати, обязательность включения в нее таких реквизитов, как полное фирменное наименование общества на русском языке и место нахождения общества;
- в силу прямого указания закона в установленных законом случаях исходящие от юридического лица документы должны скрепляться оттиском печати, в связи с чем можно говорить о правовом значении оттиска печати;
- действующим законодательством не предусмотрены требования о необходимости наличия штампа. Правового значения оттиск штампа не имеет и может использоваться для организации хозяйственной деятельности в различных целях.
Возникают следующие вопросы:
- о размере печати,
- о размере шрифта на клише,
- о возможности указания сокращенного фирменного наименования,
- о правомерности указания на печатях ОГРН (основного государственного регистрационного номера), ИНН (идентификационного номера налогоплательщика),
- о правомерности изготовления нескольких клише печати (например, на разных оснастках, с дополнительными словами типа "для документов", "для накладных" и др.
Проанализировав формулировки правовых норм федерального уровня можно сделать вывод, о том, что эти вопросы оставлены на усмотрение самих юридических лиц и изготовителей печатей.
Однако был принят Закон «Об учете печатей», в котором заложен ряд требований к печатям.
В регистрационной палате был создан реестр печатей на каждый город и, соответственно, издан ряд нормативных актов, устанавливающих свои «стандарты» печатей.
Но постановлением Правительства регистрационная палата была ликвидирована.
Пункт 7 данного постановления гласит: Признать утратившими силу распоряжение "О создании в регистрационной палате городского реестра печатей". В период, когда велся реестр печатей, в регистрационной палате действовали Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов, они устанавливали определенные требования к печатям:
Пункт 4.1
Круглая печать представляет собой окружность диаметром 38-42 мм.
Пункт 6.1
Печати органов исполнительной и представительной власти, юридических лиц и организаций без прав юридического лица (далее - "организации") должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
- местонахождение;
- номер государственной регистрации (или номер в регистрационном реестре - для лиц, зарегистрированных до образования регистрационной палаты);
- номер городского Реестра печатей;
- Государственный герб Российской Федерации (только организации, имеющие право на их воспроизведение, в соответствии с пп. 5.1, 5.2 настоящих Правил).
Пункт 6.2
Организации могут иметь печати для своих структурных подразделений. В этом случае, кроме перечисленного в п.6.1, в печати должна содержаться дополнительная надпись, как-то: секретариат; канцелярия; управление делами; отдел кадров; для счетов; для удостоверений; для справок и т.д.
Не стоит забывать, что данные унифицирующие требования НЕ ЗАКРЕПЛЕНЫ
на федеральном законодательном уровне
и в настоящий момент УТРАТИЛИ СВОЮ СИЛУ
.
Законодательно установлено только требование об обязательном наличии печати у юридического лица, но не оговорена возможность изготовления нескольких печатей. Поскольку нет прямого запрета, можно изготовить несколько печатей, как с идентичными, так и с различными клише, каждая из которых будет являться оригинальной при использовании для соответствующих документов.
Например, возможно изготовление нескольких печатей для одной организации: одной с полным фирменным наименованием и двух или более для отдельных категорий документов (общей «для документов», «для справок» и т.д.). Вместе с тем неправомерным будет изготовление одновременно печати, содержащей полное фирменное наименование, и печати, содержащей полное и сокращенное наименование, поскольку это будет вводить в заблуждение относительно того, какой именно компании принадлежит печать. В отношении документов, удостоверенных оттисками разных печатей, могут возникнуть вопросы относительно их происхождения. Законодательно также предусмотрено обязательное включение в клише печати полного фирменного наименования на русском языке, поэтому изготовление печати, содержащей название только на иностранном языке, также будет неправомерным.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТИ
Гербовая печать должна быть выполнена по ГОСТу 51511-2001:
- Диаметр от 40 до 45 мм;
- Внешний круг толщиной 1,3 мм с микротекстом высотой 0,8 мм;
- Наличие ИНН, ОКПО, ОГРН высотой 0,5-0,8 мм. Наличие линий толщиной 0,08 мм;
- Наличие элементов с полутоновым растром (80 линий на см).
Требования к реквизитам печатей с гербом (гербовым печатям):
- полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках - его краткое наименование (если таковое имеется);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
Размещать на печати Государственный герб РФ вправе:
- федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, организации и учреждения;
- организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
- органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- нотариусы;
- мировые судьи.
Нормативные акты по порядку изготовления печатей и штампов.
Согласно действующему законодательству, нет специальных норм, которые могли бы как то регламентировать изготовление, учет и использование печатей. Регламентирован только порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации". Требования, обязывающие фирмы иметь печать, содержатся в отдельных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц:
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ;
Пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 12.12.95 N 208-ФЗ;
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ;
Выше перечисленные статьи, говорят о том, что Общества с ограниченной ответственностью, Акционерные общества или Некоммерческие организации должны иметь круглую печать, которая должна содержать адрес и полное фирменное наименование общества на русском языке. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Общество вправе самостоятельно решать, иметь ли ему штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
О применении печати организации на некоторых документах упоминается всего лишь в нескольких статьях Гражданского кодекса РФ. В данном случае имеются в виду статьи 160, 185, 338, 357, 913 ГК РФ. Но в этих статьях нет правовых норм, регулирующих правила изготовления и использования печатей.
Требования к печатям с воспроизведением государственного герба РФ.
Порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ регламентирован Госстандартом России. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.01 № 573-ст). Этот стандарт действует с 1 января 2003 года и говорит о том, что гербовая печать, во-первых, должна быть круглая и определенных размеров. Во-вторых, на оттиске печати юридических лиц обязательно должен быть основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (п. 3.5 ГОСТ) и ИНН (п. 3.4 ГОСТ). Согласно п. 3.1 раздела III национального стандарта Российской Федерации минимальный диаметр круглой печати должен быть не менее 40 мм, а максимальный диаметр 50,1 мм.Официальный текст ГОСТ 51511 2001...
Кто имеет право на гербовую печать?
Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ (в т.ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) имеют:
Федеральные органы государственной власти;
Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ);
Образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании");
Предприятия и организации, имеющие в соответствии с законами РФ, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ государственный статус.
В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций".
Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.
Подделка, изготовление поддельных документов, штампов, печатей, бланков.
Статья 327 УК РФ. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков.
1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно, - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
3. Использование заведомо подложного документа - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
Комментарий к статье 327:
1. Предметом преступления, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, является официальный документ (в том числе удостоверение), предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, либо государственная награда (орден, медаль и т. п.), либо штамп, печать или бланк.
2. О понятии официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, см. комментарий к ст. 324.
3. Удостоверением является любое удостоверение личности физического или юридического лица (паспорт, трудовая, пенсионная или орденская книжка, водительские права, лицензия на право заниматься предпринимательской деятельностью, устав или учредительный договор юридического лица и т. п.)
4. О понятии государственной награды (ордена, медали и т. п.) см. комментарий к ст. 48.
5. О понятии штампа, печати см. комментарий к ст. 325.
6. Бланк - лист бумаги, на котором каким-либо способом (чаще всего типографским) произведены оттиски со штампов или напечатаны отдельные фрагменты документов.
7. Подделкой или подлогом документа, награды, штампа, печати, бланка являются: (1) полное составление заведомо ложного документа либо полное изготовление поддельной награды, штампа, печати, бланка; (2) полное или частичное изменение подлинного документа, награды, штампа, печати, бланка (т. е. изменение текста, числа, номера путем переправки букв, слов, фраз, цифр, перестановки их, вставки, добавления, подчистки и вытравливания с последующим обозначением на подчищенных или вытравленных местах других слов, фраз, цифр или без этого, удалением или подклейкой частей документа и т. п.)
8. Ответственность по ст. 327 наступает также за сбыт этих предметов путем продажи, обмена либо безвозмездного их отчуждения (см. комментарий к ч. 1 ст. 326).
9. Преступление является оконченным по завершении подделки (изготовления) или сбыта поддельных предметов преступления, т. е. отчуждения их в пользу другого лица.
10. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16.
11. Для квалификации по ч. 3 комментируемой статьи необходимо, чтобы лицо знало, что используемый им документ является подложным. При наличии признаков других преступлений (например, мошенничества или вымогательства) лицо несет ответственность по совокупности ст. 327 и статей УК, предусматривающих эти преступления (или приготовление к ним, или покушение на них).
12. Предусмотренные комментируемой статьей действия могут быть совершены только с прямым умыслом. Признаком субъективной стороны является также (для ч. 1 и ч. 2) указанная в диспозиции ч. 1 цель.
13. Ответственность за совершенное преступление может нести лицо, достигшее 16 лет
Что делать если печать утеряна или украдена?
Пропажа печати всегда неприятное событие. А ее кража тем более, поскольку это может «аукнуться» в будущем. Например, когда какая-либо организация начнет предъявлять претензии, показывая договор, заверенный якобы вашей печатью.
После обнаружения кражи необходимо обратиться в милицию с соответствующим заявлением. Нелишним будет предоставить в милицию и пример оттиска печати (можно сделать копию какого-либо документа, заверенного ею). В дальнейшем заявление позволит получить справку из милиции, которая подтвердит факт кражи и поможет доказать невиновность фирмы, если кто-либо пожелает воспользоваться похищенной печатью. Кроме того, заявление о похищении надо также представить в банк. Ведь именно там хранятся основные денежные средства организации. Как правило, действия лиц, получивших возможность распоряжаться печатью, направлены на снятие или перевод денег с расчетного счета. И тут все зависит от скорости. Чем быстрее вы сообщите о краже в банк, тем меньше у похитителей шансов воспользоваться украденным. Кроме того, работники банка вполне могут помочь и в задержании преступников, если, конечно, вовремя будут уведомлены о случившемся.
Чтобы оградить себя от претензий будущих жертв мошенников, можно дать объявление о краже в СМИ. Например, если люди, похитившие печать, заключают договоры с третьими лицами и получают по ним деньги. И хотя маловероятно, что ваше объявление прочитают, однако в этом случае будет легче отгородиться от претензий. Вы сможете смело заявить, что соблюли все возможные меры предосторожности. А значит, ответственности можно избежать.
Работать долго без печати фирма не сможет. Поэтому после разбирательств с правоохранительными структурами нужно заказать новую печать. Более рациональным будет лучше если новая печать будет отличаться от старой. При этом Вам потребуется сообщить о новой печати в налоговую и внебюджетные фонды, оформить в новую карточку с образцами подписей и оттиска печати в банке, о новой печати можно сообщить своим партнерам (это позволит исключить конфликтные ситуации при появлении лиц, имеющих на руках доверенности со «старыми» печатями).
Нужно ли регистрировать печать?
Специально регистрировать удостоверительные печати на сегодняшний день не требуется.
В Федеральном законодательстве нет требований об обязательной регистрации печатей в каких-либо реестрах (собственно, и нигде, кроме Москвы, никакой регистрации печатей не существует).
В 2002 году Министерство по налогам и сборам занялось перерегистрацией и регистрацией фирм. Налоговики решили не связываться с печатями. В частности, столичное Управление МНС разослало в инспекции письмо с грифом "ДСП" ("Для служебного пользования"), в котором говорилось о том, что в налоговом законодательстве не рассматривается вопрос о печатях. Поэтому и налоговиков он не волнует.Налоговая служба находится в федеральном подчинении и ей мэр города - не указ. С тех пор налоговики вообще перестали обращать внимание на регистрацию печатей.
Во всех налоговых инспекциях, в том числе и московских, заявили, что регистрация - не обязательна.
Законодательные акты и нормативные требования к факсимиле.
Выдержка из п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ:
Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».
ГК РФ позволяет использовать факсимиле только в случаях, когда об этом специально упомянуто в договоре. Но в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговыми другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
согласно п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету лишь в случае содержания в них личных подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления. К таким документам относятся накладные, счета-фактуры, путевые листы и прочие оправдательные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Налоговая служба дает по данному вопросу следующие разъяснения в Письме от 01.04.2004 № 18-0-09/000042@. В нем сказано, что факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия. Аналогичная позиция изложена в Письме от 26.10.2005 № 03-01-10/8-404 Министерства финансов РФ.
Судебная же практика по данному вопросу довольно противоречива. Так, в Постановлении ФАС СКО от 23.04.2008 № Ф08-2039/2008 указывает следующее: наличие факсимильного оттиска подписи руководителя организации-поставщика в счете-фактуре не нарушает п. 6 ст. 169 НК РФ и при выполнении иных условий ст. ст. 171, 172 НК РФ не может служить основанием для отказа в налоговом вычете по НДС.
Т.е. самым разумным представляется использование факсимиле на документах не предусматривающих материальную ответственность. Однако, если контрагент согласен принять факсимиле в качестве подписи, то по Гражданскому кодексу Российской Федерации документ будет иметь такую же юридическую силу как и с обычной подписью.
П
ечать стала необязательным атрибутом юридического лица (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ). Каким организациям дано право отказа от печати? Какие сложности ждут смельчаков? Как относиться к входящим документам сторонних организаций без оттиска печати, если раньше она была на них обязательна?
Правительство Российской Федерации целенаправленно ведет борьбу со многими отголосками наследия прошлого, сдерживающими, по его мнению, развитие экономики нашей страны. Одним из таковых была объявлена всем знакомая каучуковая печать. По словам Дмитрия Медведева: «Очевидно, что так называемая круглая печать - это наследие прошлого, и сейчас она не имеет того значения, которое придавалось ей в дореволюционный, постсоветский период и советский период. При современном развитии техники наличие печати не гарантирует подлинности документа». В результате Правительством РФ был разработан и внесен в Госдуму в октябре 2014 г. законопроект № 636191-6, в соответствии с которым круглая печать становится для организации факультативным атрибутом и ее использование допускается наравне с другими способами идентификации, такими, как электронная подпись, специальные бланки компаний, голограммы и тому подобное.
Ныне он получил статус Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее - Закон № 82-ФЗ).
Кому помешала?
«Гербовая» печать - уникальное явление, чье происхождение теряется в глубокой древности. Ее прообразы возникли задолго до появления письменности в виде родовых знаков, которыми отмечали принадлежность вещи, вырезали на орудиях труда и вышивали на одежде. Первые печати в более привычном нам виде появились практически одновременно с появлением письменности. Уже в Месопотамии для подтверждения подлинности документов использовались специальные цилиндры, которыми проставлялся оттиск надписи или орнамента. В средние века, с падением общей грамотности печать с изображением герба феодала стала полноправной заменой его собственноручной подписи. Китайцы, а за ними и монголы активно использовали специальные пластинки (пайцы / пайзы) для подтверждения полномочий ее обладателя как при личном общении, так и на подписанных документах. Долгие годы печать была необходимым атрибутом в советском, а затем и российском делопроизводстве.
Почему же именно сейчас в России решили прервать эту долгую историю? С одной стороны, в отсутствие обязательной регистрационной процедуры печатей, с распространением необходимого оборудования и удешевлением производства клише стали изготавливать на любом углу. Появилось множество возможностей для фальсификации.
С другой стороны, безупречно подделать клише так, чтобы разницу в оттисках не заметил профессиональный эксперт, чрезвычайно сложно. Да, неподготовленный глаз не увидит различий между оригиналом и подделкой, но точно так же он не увидит различий и между оригинальной и подделанной подписью, однако никто пока не предлагает отменить необходимость рукописно подписывать бумажные документы.
По сути, печать в том документообороте, который есть сейчас, утратила существенную долю своей значимости. Причем виной тому были не только объективные показатели, но и целенаправленная деятельность законодателей. Первый значительный шаг в этом направлении был сделан еще при принятии первой части Гражданского кодекса РФ, который, по сути, установил преимущество подписи над печатью. С тех пор законодательство достаточно целенаправленно шло к вытеснению необходимости проставления оттиска клише на документах. Достаточно вспомнить революционный для своего времени отказ от печати на счетах-фактурах.
Но все же, почему именно сейчас? Ответ лежит на поверхности и достаточно прост. Либералы, находящиеся в Правительстве РФ, таким способом пытаются продвинуть нашу страну вверх в рейтинге (ежегодном докладе) Всемирного банка «Doing Business». Формально данный рейтинг определяет инвестиционную привлекательность государства. Он содержит ряд показателей, одним из которых выступает «создание бизнеса». По мнению сотрудников нашего правительства, нашедшему отражение в дорожной карте «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р), исключение из оборота «резиновых» печатей уменьшает количество процедур при государственной регистрации и соответственно улучшает показатели России в рейтинге. Данная цель прямо указана в сопроводительных документах к законопроекту об отмене печати. Кто-то может посчитать, что в текущей международной политической ситуации такие стремления во многом утратили свою мотивацию, но, по крайней мере, сможет отметить последовательность Правительства РФ в реализации ранее принятых решений. А кто-то смотрит дальше, предвидя откат от попыток экономической изоляции и удушения России в обратную сторону. Причем «откат» может быть с теми же темпами и силой, что и первоначальный «накат». Международная политика сейчас разворачивается молниеносно!
Как отменяем и где?
Технически процесс вывода печати как обязательного реквизита документа из оборота ведется достаточно давно - это, как мы уже отметили:
- установление приоритета подписи над печатью при подписании договоров,
- следующим большим шагом можно считать исключение печати из реквизитов счетов-фактур,
- после чего логичным стало исключение упоминания печатей в законе о бухгалтерском учете.
Теперь работа по изменению практики делового оборота получила свое логичное продолжение. Закон № 82-ФЗ об отмене печати вносит изменения прежде всего в законы о корпоративных организациях (ООО и АО). Текст правок в обоих законах, по сути, идентичен. Сравним «старую» и «новую» редакции (изменения выделены в Таблице).
Таблица
Свернуть
Показать
Как видите, печати не отменяют и не запрещают. Их использование в дальнейшем становится правом организации
, однако оставлена обязательность применения печати в регламентированных законом случаях.
Одновременно с этими двумя принципиальными документами изменения вносятся в целый ряд федеральных законодательных актов. Однако в них они ограничиваются включением в текст после каждого упоминания о проставлении печати фразы «(при наличии печати)». К таким документам относятся:
- 2 часть Гражданского кодекса РФ (в отношении складских свидетельств);
- Трудовой кодекс РФ (ст. 230);
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
- Гражданский процессуальный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
- Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обратим внимание на некоторые особенности нового Закона № 82-ФЗ.
Во-первых, он никак не регулирует требования в отношении печатей, ранее установленные местным законодательством субъектов и муниципальных образований. Соответственно, если местное законодательство требует проставления печати организации на каких-либо документах (запросах, доверенностях, обращениях и т.п.), то организация не сможет отказаться от ее использования.
Во-вторых, Закон № 82-ФЗ не затрагивает целый ряд организаций. Прежде всего, это некоммерческие организации (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О некоммерческих организациях») и государственные, муниципальные унитарные предприятия (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), соответственно, они по-прежнему должны иметь и использовать печать. Впрочем, это как раз не удивительно, ведь данные виды юридических лиц в рейтинге Всемирного банка не участвуют. Кроме того, хозяйственные общества, занимающиеся образовательной деятельностью, также оказываются вне регулирования нового закона. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», документы об образовании или квалификации должны содержать печать организации, осуществлявшей обучение. Это означает, что печать понадобится тем промышленным предприятиям, которые осуществляют на своей базе повышение квалификации собственных рабочих. Без нее они не смогут повышать квалификационные разряды.
Законодатель обошел вниманием Налоговый кодекс РФ (печать упоминается в подп. 6 п. 5 ст. 186.1) и вновь принятый Кодекс об административном судопроизводстве РФ (п. 6 ст. 57), вступающий в силу с 15.09.2015. Кроме того, не стоит забывать и о массе подзаконных актов, предусматривающих проставление печати. Более того, до изменения или отмены ряда из них, нормы, изложенные в Законе № 82-ФЗ применить невозможно:
- Речь идет, в частности, о постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». Согласно утвержденным данным постановлением «Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей» работодателю не обойтись без печати. Она необходима для того, чтобы завести работнику новую трудовую книжку и чтобы заверить запись об увольнении.
- Также практически непреодолимым препятствием на пути отказа от обязательности печати для банковских организаций, созданных в форме хозяйственных обществ, встанет множество актов, изданных Центральным банком России, в которых упоминается необходимость проставления оттиска печати. Здесь уместно вспомнить Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а также Инструкцию Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». Карточка с образцами подписи должна иметь оттиск печати юридического лица!
- Кроме того, не стоит забывать об утвержденных стандартных формах отчетности, на которых стоит пометка «М.П.» (место печати). Ведь государственные органы могут классифицировать ее как необходимость проставления оттиска печати в обязательном порядке.
Поскольку Закон № 82-ФЗ об отмене печати не содержит общих норм, определяющих, как поступать в случае, если печать необходима в рамках подзаконного акта, последние продолжают свое действие. Указание, что в дальнейшем порядок использования печати определяется только на уровне федерального законодательства, в данном случае, на наш взгляд, работать не будет, поскольку направлено на другие ситуации. Решить эту проблему было бы достаточно просто, например, определив, что с момента вступления в силу положения нового закона имеют преимущество перед иными документами и все прочие законодательные акты применяются в части, не противоречащей Закону № 82-ФЗ. Однако этого сделано не было. Впрочем, вполне понятно почему - это внесло бы слишком большую сумятицу в рамках действующих процедур. Применение разных правил для коммерческих и некоммерческих организаций ни к чему хорошему привести не может.
Использовать печать или нет?
Данный вопрос, на наш взгляд, имеет однозначный ответ. Если вы не хотите сталкиваться с дополнительными проблемами в работе в виде частых конфликтов со специалистами банков и самых разных государственных органов, а также со всеми теми, кто об «отмене печати» еще не слышал, то живите по старинке - с печатью.
Если же вам представляется, что печать излишня в вашей работе, то будьте готовы следующие год-полтора (пока все не привыкнут) носить с собой:
- распечатку закона, сделавшего печати правом, а не обязанностью для хозяйственных обществ;
- устав организации;
- выписку из единого государственного реестра юридических лиц;
- кипу информационных писем за подписью генерального директора о том, что в соответствии с действующим законодательством общество печатью не пользуется.
Причем отдельные особо дотошные сотрудники контрагентов могут попросить предоставить, например, еще и нотариально заверенный документ, содержащий подпись генерального директора.
Если вы решили отказаться от печати
Если мы вас не отговорили, и вы все-таки решили последовать веяниям моды, то вам будет необходимо:
- Особо оговорить это в уставе.
Почему? Во-первых, этого теперь прямо требуют законы об ООО и АО (см. Таблицу). А во-вторых, любой юрист, по долгу службы сталкивающийся с необходимостью анализировать уставы организаций, вам скажет: «Чем конкретнее и проще его положения, тем легче работать». И вам самим будет легче работать с контрагентами. Мы можем предложить, например, следующую редакцию:
Пример
Формулировки об отсутствии печати в уставе организации
Свернуть
Показать
1.5. Общество не имеет круглой печати, служащей для его идентификации путем указания на ней полного фирменного наименования на русском языке и места нахождения Общества.
Общество может иметь и использовать в своей работе штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также может иметь зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и другие средства индивидуализации. Порядок использования средств идентификации общества определяется настоящим уставом и локальными нормативными актами Общества.
- Как правило, организация обладает не одной печатью (основной, «гербовой»), а еще и дополнительными, в наименовании которых добавлено «Для документов» либо «Отдел кадров» и т.п. Отказ от основной печати с сохранением дополнительных нелогичен.
Если регламентация работы с печатями в вашей организации была налажена, то придется откорректировать эти документы
(например, Положение об использовании печатей и штампов, соответствующие приказы, закрепляющие ответственных за сохранность и использование печатей лиц).
- При утверждении шаблонов первичной бухгалтерской документации и др. документов проконтролируйте отсутствие на бланках пометок «М.П.».
Если к вам пришли без печати
Для определения полномочий обратившегося к вам лица, действующего от имени организации, не имеющей печати, можно рекомендовать запрашивать кроме обычного в таких случаях перечня документов еще и:
- копию устава организации;
- письмо, содержащее указание на отсутствие в организации печати.
Только при их наличии можно принимать первичные документы без оттиска печати контрагента (если печать на них прежде была обязательна). Если их не будет, то ваша организация может в глазах налоговых органов оказаться «не проявившей должной осмотрительности при выборе контрагента». Как правило, из этого вытекают достаточно серьезные последствия в виде взыскания пени, штрафов и недоимок в бюджет.
Общее заключение о новом законе совершенно неоднозначно. С одной стороны, формально шаг достаточно прогрессивный. Результатом реализации данного закона станет упрощение порядка оформления документов в сфере деятельности хозяйственных обществ с учетом повсеместного увеличения использования электронной подписи в документообороте. Кроме того, это может сподвигнуть использовать иные, более совершенные методы идентификации, что благотворно скажется на деловом обороте.
С другой стороны, все эти новшества очень узко «заточены» под конкретные организационно-правовые формы юридических лиц, а значит и на общем деловом обороте скажутся не так глобально, как могли бы. Впрочем, при создании проекта данного закона никто особо и не скрывал, что его задача не столько изменить сложившуюся практику, сделав ее более удобной, сколько улучшить положение страны в международном рейтинге. Это прямо следует из пояснительных записок, сопровождающих законопроект на каждом этапе его прохождения через Госдуму. По сути, данный документ направлен не столько на развитие законодательства и делового оборота нашей страны, сколько на «пускание пыли в глаза» международным организациям и создание положительного образа государства среди инвесторов.
При этом необходимо согласиться с мнением специалистов правового управления аппарата Совета Федерации ФС РФ, высказанным в пояснительной записке к проекту федерального закона № 636191-6 о том, что «отмена обязательного наличия печати может потребовать решения вопроса об уточнении средств индивидуализации хозяйственных обществ, у которых печать отсутствует и, соответственно, надлежащее подтверждение полномочий их должностных лиц может вызвать затруднения в правоприменительной практике».